Понедельник, 29.04.2024, 23:54Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ ДПО "НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" Г. КЕМЕРОВО

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 
МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

АИС "ОБРАЗОВАНИЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Точное время

» Форма входа

» Новости дошкольного образования

» Новости школы

» Поиск

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Материалы по использованию мониторинговых данных

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ АИС «ОБРАЗОВАНИЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
22.01.2013, 20:47

      

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ АИС "ОБРАЗОВАНИЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Т.Д. Худоиева, методист МБОУ ДПО "НМЦ" г. Кемерово

       Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Наряду с изменениями в воспитательно-образовательной деятельности, этот процесс инициирует совершенствование механизмов управления образовательным учреждением, системой муниципального и регионального образования на основе использования автоматизированных банков данных, касающихся  научно-педагогической, нормативно-правовой, материально-технической и др. информации об образовательных учреждениях [3, с. 7-8].

      Так, на территории Кемеровской области с 2010 года функционирует автоматизированная информационная система «Образование Кемеровской области». Посредством данного программного продукта осуществляется мониторинг состояния региональной системы образования, целью которого является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии региональной системы образования, о динамике качественных и количественных изменений в ней, осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. Данный мониторинг представляет собой трехуровневую иерархическую структуру и включает в себя региональный, муниципальный уровни и уровень образовательного учреждения. АИС «Образование Кемеровской области» содержит информацию об образовательных учреждениях и всех основных видах их деятельности. На сегодняшний момент в работу запущены такие блоки, как «Сеть», «Кадры образовательного учреждения», «Обучающиеся и воспитанники», «Материально-техническая база», «Информатизация», «Безопасность», «Нормативно-правовая база», «Здоровьесберегающая деятельность», «Инновационная и экспериментальная деятельность», «Методическая деятельность», «Воспитательно-образовательная деятельность».

         В настоящее время пока мало кто из числа административно-управленческого персонала образовательных учреждений использует в своей работе те богатые сведения, которые содержит система. Работа официально назначенных операторов с АИС «Образование Кемеровской области» зачастую ограничивается лишь сбором и внесением информации в программу. Работа руководителей образовательных учреждений – подтверждением достоверности внесённых сведений. Таким образом, до настоящего времени система в полной мере использовалась только руководителями и специалистами регионального и муниципального уровней. В нашу задачу входят выявление управленческих возможностей в работе руководителей образовательных учреждений с АИС «Образование Кемеровской области», активизация социальной и профессиональной рефлексии субъектов уровня образовательного учреждения, на котором в АИС фиксируется представление об образовательном учреждении и его деятельности.

Сформированные Департаментом образования и науки Кемеровской области концептуальные подходы к мониторингу региональной системы образования и разработанная Центром мониторинга состояния региональной системы образования ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников  образования» система показателей и индикаторов, характеризующих состояние системы образования Кемеровской области, изначально задают траекторию развития образовательного учреждения. Система показателей и индикаторов мониторинга выстроена таким образом, что руководитель образовательного учреждения имеет возможность сразу увидеть, по каким из них ОУ не отвечает современным требованиям, и соответственно включить определённые мероприятия по созданию необходимых условий для повышения качества образованияв текущее либо перспективное планирование. Это может быть разработка необходимой нормативно-правовой документации или же пополнение недостаточно сформированной материально-технической базы, совершенствование воспитательно-образовательной, методической или здоровьесберегающей деятельности, переход образовательного учреждения в режим развития посредством активного включения административно-управленческого персонала и педагогических работников в инновационную и экспериментальную деятельность и другие преобразования.

Помимо использования АИС «Образование Кемеровской области» при планировании, программный продукт предоставляет некоторые возможности в реализации функции контроля.

Руководитель образовательного учреждения посредством АИС может осуществлять недирективный контроль профессиональной компетентности ряда работников. При заполнении мониторинговых данных оператору АИС потребуются консультации экспертов по определенным направлениям. Так, например, в заполнении блоков «Материально-техническая база», «Безопасность» в качестве эксперта чаще всего выступают заместитель руководителя по административно-хозяйственной части, заместитель руководителя по безопасности жизнедеятельности, заведующий хозяйством; медицинский работник ОУ, педагог-психолог, заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе совместно курируют блок «Здоровьесберегающая деятельность»;заместитель руководителя по УВР, ВР, УМР, старший воспитатель представляют информацию для блоков «Кадры», «Воспитательно-образовательная деятельность», «Методическая деятельность», «Инновационная и экспериментальная деятельность»,  «Информатизация» и др. Мониторинговые таблицы предусматривают заполнение не только числовых, статистических, сведений, но и текстовую информацию. Таким образом, по окончании заполнения сведений руководитель имеет возможность увидеть, насколько полную, достоверную информацию эксперты предоставили оператору АИС, выявить уровень профессиональной компетентности вышеназванных категорий сотрудников по курируемым ими направлениям.

Кроме того, руководитель ОУ имеет возможность контролировать деятельность самого оператора АИС и отслеживать стадию формирования мониторинговых данных об образовательном учреждении и его деятельности благодаря наличию такой  функции, как изменение статуса состояния готовности внесённых сведений к дальнейшей обработке и анализу. Статус «Новый» обозначает, что оператор образовательного учреждения ещё не начинал работу по заполнению сведений. Статус «Сохранен» говорит о том, что данные заполнены оператором частично либо полностью. После того как сведения пройдут предварительную проверку муниципальным оператором, форма получит статус «На согласовании». И наконец, статус «Опубликовано» появится после того, как данные будут согласованы с экспертами управления образования и региональным оператором.

Каждый блок в АИС «Образование Кемеровской области» имеет возможность формирования аналитических отчётов, что позволяет провести анализ деятельности ОУ по всем направлениям. Система содержит информацию за четыре последних учебных года, что даёт возможность проводить сравнительный анализ и делать прогноз развития образовательного учреждения, своевременно выявлять динамику и основные тенденции в его развитии, осуществлять предотвращение и минимизацию возможного деструктивного развития событий.

К сожалению, программный продукт (АИС) не содержит механизмов стратегического управления, система не обеспечивает технической поддержки принятия управленческих решений, как, например, блок стратегического управления в составе модуля АИС «Университет», реализующего систему поддержки принятия решения и позволяющего  решать весь спектр задач, связанных с процессом стратегического планирования и управления в вузе[4, с. 251]. Но в то же время созданная в АИС«Образование Кемеровской области»богатая информационная база дает возможность полноценного анализа и прогнозирования развития образовательного учреждения, самостоятельной выработки управленческих решений, формулирования основных стратегических направлений на основе полученных данных. А воспользовавшись изданными результатами мониторинга «Состояние общего образования Кемеровской области» за период с 2009 – 2010 по 2011 – 2012 учебный год, руководители ОУ могут провести сравнительный анализ не только на уровне своего образовательного учреждения, но и сопоставить полученную информацию с данными по своей территории и области в целом [5]. 

Список литературы

1.  Заичко, В.А.Автоматизированная информационно-аналитическая система «Управление образовательным учреждением»  (Арм Директор) – основа для формирования единого информационного пространства школы[Текст]/ В.А. Заичко, И.Г. Лозицкий // Единая образовательная информационная среда: Проблемы и пути развития: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции-выставки. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – с. 258 – 261.

2.     Информационные технологии управления[Текст]: Учеб.пособие  для вузов / под ред. проф. Г.А. Титоренко. — 2-е изд., доп. —  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с.

3.     Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования[Текст]/ И.В. Роберт. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.

4.   Смелянский, Р.Л. Система поддержки принятия решений в рамках ИАИС вуза: цели, архитектура, применение[Текст]/ Р.Л. Смелянский, И.В. Терехов, М.В. Иевенко// Единая образовательная информационная среда: Проблемы и пути развития: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции-выставки. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – с. 251 – 253.

5. Состояние общего образования Кемеровской области [Текст]: результаты мониторинга / О.Б. Лысых, О.Г. Красношлыкова, И.В. Шефер и др.; под науч. ред. Н.Э. Касаткиной, Е.Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 130 с.: табл.

Категория: Материалы по использованию мониторинговых данных | Добавил: Муниципальный-оператор
Просмотров: 3375 | Загрузок: 0
» Новости образования

» Новости ИКТ

» Погода в Кемерово

» Мы здесь

» Мы здесь


Copyright МБОУ ДПО "НМЦ" г. Кемерово © 2024
Конструктор сайтов - uCoz